У всех народов мира учителем называют человека, который учит не только грамоте, но и передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, национальные и общечеловеческие традиции. Именно в культурных и образованных людях заключается движущая сила развития нашей страны.
Чем больше требовалось грамотных людей для развития производства, строительства, освоения новых земель, тем больше становилось и разнообразных учебных заведений. С развитием системы народного просвещения росла потребность в учителях, которых катастрофически
не хватало. В 1800 году учителей насчитывалось всего 790 человек.
В 1870-е годы в России создаётся сеть учебных заведений по подготовке учительских кадров. 24 октября 1876 года (по старому стилю) состоялось открытие Казанского учительского института. Он представлял собой трехлетнее учебное заведение для подготовки учителей в городские училища. Институт предусматривал формирование учителя нового типа – учителя-универсала, который самостоятельно мог учить почти всем предметам. После 1917 года он преобразован в педагогический, получив статус высшего учебного заведения. В настоящее время вуз является частью Казанского федерального университета.
В советское время была продолжена борьба за всеобщую грамотность.
К 1932 году в РСФСР было открыто более 70 пединститутов. В середине
1930-х получили распространение учительские институты, где педагогов готовили всего за два года, продолжали действовать педагогические техникумы. Из-за нехватки кадров открывались краткосрочные учительские курсы и курсы повышения квалификации.
Ближайшим к Остяко-Вогульскому национальному округу учебным заведением, которое занималось подготовкой кадров для русских и национальных школ Севера, был Тобольский педагогический техникум.
В 1932 году его туземное отделение и подготовительная трехгодичная туземная школа были переведены в поселок Остяко-Вогульск.
Так образовалось первое среднее специальное учебное заведение
по подготовке учителей для национальных школ округа – Остяко-Вогульский педагогический техникум, позднее переименованный в Ханты-Мансийское национальное педагогическое училище.
Читайте исторические очерки в рамках проекта «День в истории Югры и Татарстана» два раза в месяц на официальных сайтах и страницах
в социальных сетях региональных органов управления архивным делом, государственных и муниципальных архивов Татарстана и Югры.