Одним из мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля является профилактический визит контрольного (надзорного) органа. Это следует из норм Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
С августа прошлого года контролируемые лица (организации и предприниматели) могут инициировать профилактический визит контролера.
Порядок проведения такого визита:
- Контролируемое лицо направляет заявление о профилактическом визите в контрольный (надзорный) орган.
- Контрольный (надзорный) орган рассматривает заявление и принимает по нему решение в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления. При этом он учитывает свои материальные, финансовые и кадровые ресурсы, категорию риска, присвоенную объекту контроля.
Отказать в проведении профилактического визита могут по следующим причинам:
- отзыв заявления контролируемым лицом;
- в течение 2 месяцев до даты подачи заявления контрольный (надзорный) орган уже отказывал этому контролируемому лицу в проведении профилактического визита;
- в течение 6 месяцев до даты подачи заявления невозможно было провести профилактический визит в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица;
- наличие в заявлении нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.
Если принято решение о проведении профилактического визита, его дата должна быть согласована контрольным (надзорным) органом с контролируемым лицом в течение 20 рабочих дней любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи.
В ходе визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска. Добровольное устранение выявленных в ходе такого визита недостатков позволяет контролируемому лицу избежать привлечения к ответственности по результатам проверок в будущем.